Жадина«Жадина-говядина» — не самое приятное мнение о ребенке. «Будут проблемы в общении со сверстниками», — примерно так рассуждают молодые мамы, столкнувшиеся с упрямым «мое!» собственного чада.

И с воодушевлением бросают все силы на борьбу с этим недостатком. Как же мы, родители, любим бороться с негативом! Причем настолько увлекаемся, что в пылу борьбы уже не видим позитива. Итак, собственничество и жадность — недостатки или достоинства?

Малыш не делится угощением? Но ведь это ЕГО угостили, конфетка стала ЕГО частью, его продолжением. Как же отдать кому-то, даже самому близкому, частичку себя?

Ребенок не дает свои игрушки? Он жадина? Нет — он бережливый член семьи, который заботится о сохранности принадлежащего ЕМУ имущества.

Это нормальная трактовка ситуации с точки зрения полуторагодовалого, двух-, трехлетнего малыша. Этот возраст — период самоопределения маленькой личности. Когда до года он лежал в кроватке, то постепенно осознал, что вкусные кулачки и вертлявые ножки с ним заодно, вместе они составляют единое целое. После года в словаре малыша вместо третьего лица — «Ваня играет» — появляется самоосознание — «Я играю». Оно же звучит и внутри — происходит самоидентификация, при которой «мое» пока еще является следствием «я». Ребенок будет одинаково ревностно реагировать, если кто-то посягнет на ЕГО коляску, ЕГО игрушки, ЕГО кашу или ЕГО маму — частичку его огромного «Я».

Возрастной ценз такой непосредственной жадности — около трех лет. К этому стоит отнестись с терпением и пониманием. Можно использовать это время для дифференциации «свое» — «чужое», формирования навыка вежливо спрашивать разрешения взять что-либо, не принадлежащее ребенку.
После трех лет чувство абсолютного собственничества должно потихоньку уступить место щедрости. С этого возраста у ребенка проявляется тяга к социализации — совместные игры с ровесниками, общение в группах по интересам. Малыш на практике убеждается, что вместе, оказывается, играть намного интереснее, но для этого нужно сделать шаг навстречу другу — заговорить, поделиться идеей, игрушкой, яблоком… И эта маленькая «взятка», как выразились бы взрослые, идущая от чистой души ребенка, начинает приносить ему радость — удовольствие от игры, от совместных проделок, взаимных угощений и так далее. Ребенок учится различным формам общения, постигая незыблемую нравственную истину — твори добро и тебе воздастся.

Если же долгожданное время доброты и щедрости не приходит, а малышу уже 5, 6 и больше, стоит понять, какой именно момент компенсирует развившаяся «жаба».
Таким недостатком могут страдать стеснительные дети, не привыкшие к общению (не посещающие детсад, длительно болеющие) — они просто не умеют этого делать, не знают, что для того, чтобы принять участие в игре, нужно вложить в нее частичку себя — задумку, куклу, машинку и т.п.
Жадничать по отношению ко всеобщим любимцам — малышам могут старшие дети в семье, испытывающие ревность.
Жадными могут назвать излишне педантичных аккуратных детей, которые не делятся из боязни, что легкомысленные друзья могут повредить их имущество.
Но самая тяжелая форма жадности, пожалуй, проявляется у одиноких детей, родители которых все время заняты и откупаются от отпрысков дорогими подарками и сладостями в неимоверных количествах. Дети берегут эти «суррогаты» любви как зеницу ока — больше им от родителей ничего не перепадает.

Как бороться с «жабой».
Никогда не отказывайтесь от подарков и угощений малыша. Даже если вы не хотите того, что предлагает вам ребенок, отложите, объясните, что попробуете в следующий раз.
Угощая ребенка, старайтесь поделить подарок — ребенок должен научиться понимать, что другие тоже хотят что-то попробовать.
Поощряйте стремление ребенка делать подарки, особенно своими руками, делиться книгами, угощать друзей конфетами и т.д.
Читайте книги, где обыгрываются моменты щедрости, бескорыстности и жадности, и обсуждайте их с малышом.
Приучить ребенка делиться можно разными способами, в том числе окриком, силой. «Если взрослая мама отнимает у меня силой игрушку, то и я могу это повторить с младшим товарищем». Или еще хуже — детское чувство перерастет в порок взрослого. Тогда уже сами родители ощутят на себе плоды воспитания.

Лика Коломиец: https://family365.ru/articles/121.html

Жадина. Обновлено: 10 октября, 2019. Автором: Анастасия Гуряшина.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.


Яндекс.Метрика